итоговое сочинение

Plakat Itogovoe sochinenie


Информация об итоговом сочинении (изложении)

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

Для выпускников 11 класса написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

О проведении итогового сочинения (изложения)

Начало проведения итогового сочинения (изложения): 10.00 по московскому времени.

Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения): 235 минут

Сроки проведения

Участники

01.12.2021
  • обучающиеся XI (XII) классов по образовательным программам среднего общего образования (далее — выпускники текущего года),
  • лица, освоившие образовательные программы общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (среднего (полного) общего образования), граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе – выпускники прошлых лет)
  • обучающихся по программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях
02.02.2022
  • выпускники текущего года, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
  • выпускники текущего года, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • выпускники текущего года, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иное обстоятельство, подтвержденное документально);
  • выпускники прошлых лет; лица, обучающиеся по программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, не принимавшие участие в основной день проведения итогового сочинения (изложения)
04.05.2022
  • выпускники текущего года, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
  • выпускники текущего года, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • выпускники текущего года, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иное обстоятельство, подтвержденное документально);
  • выпускники прошлых лет; лица, обучающиеся по программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, не принимавшие участие в основной день проведения итогового сочинения (изложения)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.

Регистрация заявлений на участие в итоговом сочинении для выпускников прошлых лет; лиц, обучающихся по программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, осуществляется в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по месту проживания заявителя. Данные категории лиц самостоятельно выбирают сроки написания итогового сочинения из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.

Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично.

Письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году

1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году


 Письмо депатрамента о регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении)  в 2021/2022 учебном году  »»»

О регистрации на участие в ИС(ИИ) в 2021-2022 учебном году  »»»

Порядок действий образовательной организациипри наличии участников итогового сочинения (изложения), отказавшихся от обработки персональных данных  »»»

Схема действий при наличии участников итогового сочинения (изложения),  отказавшихся от обработки персональных данных    »»»

Формы заявления  »»»

 Плакат по процедуре проведения итогового сочинения

 На портале Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области (http://36edu.ru/delo/ege/Pages/default.aspx) в разделе ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ) опубликованы

 Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)


 План ВШК подготовки к итоговому сочинению

в 2021/22 учебном году

Мероприятия

Форма

Сроки

Ответственные

Организация подготовки к итоговому сочинению (изложению)

 На сайте школы обновить информацию  об итоговом сочинении (изложении)

Работа с сайтом школы

1­я неделя ноября

Технический специалист

Проверить подготовку раздаточных и опорных материалов для школьников

Заседание метод объединения

1­я неделя ноября

Замдиректора по УВР

Организовать цикл интегрированных уроков литературы и обществознания, истории.

Наблюдение, график проведения уроков

В течение месяца

Замдиректора по УВР, учителя предметники

Организация пробного итогового сочинения (изложения)

Провести пробное итоговое сочинение (изложение)

Пробное итоговое сочинение (изложение)

1­я неделя ноября

Замдиректора по УВР, руководитель ШМО, учителя русского языка и литературы

Проанализировать результаты пробного итогового сочинения (изложения): выделить типичные ошибки, скорректировать план подготовки

Анализ результатов, малый педсовет

2­я неделя ноября

Руководитель ШМО, учителя русского языка и литературы

Организовать дополнительную работу с учениками группы учебного риска по результатам пробного итогового сочинения (изложения)

Индивидуальная работа

До конца месяца

Учителя русского языка и литературы

Организация итогового сочинения (изложения)

Проверить, все ли школьники подали заявления

Индивидуальная работа

3­я неделя ноября

Классные руководители11­х классов

Определить кабинет, в котором пройдет сочинение, скорректировать расписание

Расписание итогового сочинения (изложения)

3­я неделя ноября

Замдиректора по УВР

Назначить членов комиссий по проведению и проверке сочинений

Индивидуальная работа

3­я неделя ноября

Замдиректора по УВР

Ознакомить с порядком проведения сочинения всех сотрудников, которые участвуют, школьников и родителей под подпись

Индивидуальная работа

3­я неделя ноября

Замдиректора по УВР

Проконтролировать окончательную готовность школы к проведению итогового сочинения (изложения)

Мониторинг готовности

5­я неделя ноября

Замдиректора по УВР

Организовать проведение и контролировать ход итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение)

1 декабря

Замдиректора по УВР

Анализ результатов итогового сочинения (изложения)

Проанализировать результаты итогового сочинения (изложения)

Анализ результатов, малый педсовет

2­я неделя декабря

Учителя русского языка и литературы

Выделить типичные ошибки, сформировать методические рекомендации по подготовке на 2022/23 учебный год, а также для выпускников, которые не справились с итоговым сочинением (изложением)

Анализ результатов, заседание ШМО

3­я неделя декабря

Замдиректора по УВР, руководитель ШМО, учителя русского языка и литературы


Открытые тематические направления итогового сочинения в 2021/2022 учебном году:

  • 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

    Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

    Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

    Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

    2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

    Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

    Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

    Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • 3. Преступление и наказание — вечная тема.

    Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

    Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

    Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

  • 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

    Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

    В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

    Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

  • 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

    Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

    Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

    При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.